Питание

Питание

Особенности питания детей в Детском саду на современном уровне

Весь период детства условно делится на ряд возрастных периодов, отличающихся особенностями развития как отдельных органов и систем, так и всего организма. Для каждого периода детства характерны свои особенности анатомического строения, физиологических функций, обмена веществ, а соответственно и питания.

Для детей всех возрастных групп важно соблюдать режим питания, который включает:

-количество приемов пищи в течение дня (кратность питания),

-распределение пищи по приемам в течение дня,

-одно и то же время приема пищи,

-интервалы между приемами пищи (зависит от продолжительности желудочного пищеварения) 3-4 часа,

-время, затрачиваемое на приемы пищи,

-интервал между последним и первым приемами пищи 10-11 и 11-12 часов.

            Если соблюдается режим, то у детей обычно нормально функционирует пищеварительная система, нормально усваивается пища, что обеспечивает правильный обмен веществ и хорошее самочувствие.

            У детей в возрасте от года до трех лет сохраняется высокая скорость роста, близкая к скорости развития детей грудного возраста, продолжается морфологическое и функциональное созревание мозга, нервной и эндокринной систем организма. В это время важно обеспечить ребенка всеми питательными веществами, необходимыми для нормального роста и развития. К сожалению, врачи-педиатры уделяют меньше внимания питанию детей раннего возраста, чем питанию грудных детей. Родители во многих случаях уже со второго года жизни ребенка переводят его на питание с «общего» семейного стола.             Следует помнить, что пища с взрослого стола мало пригодна для вчерашнего грудничка.

            Питание ребенка 1-3 лет — как бы переходное. Недостаточная зрелость ДКТ учитывается в способах приготовления пищи и сохраняющемся ограничении качественного состава продуктов.

            У детей 1-3 лет к пищеварению подключаются все группы слюнных желез, укрепляются все слои стенок пищевода, желудка, кишечника. Постепенно увеличивается емкость желудка — с 250 мл у годовалого до 300-400 мл на 3-м году жизни. Следует определить объемы разовой порции пищи при составлении меню. Большие порции блюд даже в отдельные приемы пищи могут растягивать стенки желудка и формировать повышенную количественную потребность в еде, что не всегда соответствует истинным потребностям ребенка в пищевых веществах.

            Опорожнение желудка в среднем происходит через 4 часа. В кишках пища задерживается на срок от 24 до 48 часов. Формируется жевательный аппарат: к 2,5 годам у ребенка прорезывается до 20 зубов.

            Формирование структуры печени и поджелудочной железы заканчивается лишь к 5-10 годам. Следовательно, в возрасте 1-3 лет все еще существует необходимость щажения пищеварительных функций и тщательного контроля за качеством используемых в питании детей продуктов.

            Среднюю потребность в энергии у детей старше 1 года и до окончания пубертатного периода целесообразно вычислять по формуле:Э.П.=1000-100 (п-1), где 1000 — энергетическая потребность ребенка в возрасте 1 года, п- возраст ребенка.

            Суточная потребность в энергии детей 2-3 лет должна удовлетворяться за счет:

-углеводов — на 58%,

-белков- на 12%,

-жиров-на 30%.

            При сгорании 1 грамма белка и 1 грамма углеводов выделяется 4 Ккал, при сгорании 1 грамма жира- 9 ккал.

            В возрасте 2-3 года ЭЦ суточного рациона должна составлять 1400ККал. Отсюда умножаем суточную норму углеводов 203Х4Ккал=812 Ккал, белков 42х4=168 Ккал, 47х9=423. Получаем = 812+168+423=1400 Ккал.

            Это основа для нормирования весового состава основных пищевых веществ- выделяющаяся энергия при сжигании белков, жиров и углеводов.

            Потребность в энергии от белков должна удовлетворяться за счет мяса, молока, творога, сыра, а также растительного белка бобовых.

            Суточная потребность в жирах на 20% должна удовлетворяться за счет растительных жиров.

            Углеводы ребенок получает с овощами, крупами, фруктами. Количество рафинированных углеводов должно быть сведено к минимуму, так как избыточное их потребление приводит к нарушения обмена веществ, снижению аппетита. Из сладостей ребенку в этом возрасте лучше предлагать варенье, пастилу, мармелад, мед (при отсутствии аллергической реакции).

            Шоколад детям до трех лет давать не следует из-за частого развития аллергических реакций и возбуждающего действия на центральную нервную систему. Общее количество сахара (включая кондитерские изделия, варенье) не должно превышать 40-50 г в сутки.       Потребность детей в углеводах удовлетворяется за счет овощей в достаточной степени, в числе которых картофель не должен составлять более половины. Кроме того, в рационе питания детей должны в достаточном количестве присутствовать и фрукты, а не только хлеб, мука и крупы, содержащие значительно меньше витаминов и минеральных веществ. Тем более нежелательно покрывать потребность в углеводах сахаром, представляющим собой чистый углевод без каких-либо других пищевых ингредиентов.        Кисели также называют продуктом пустых калорий.      

            В соответствии с современными рекомендациями отечественных ученых сохранять грудное вскармливание необходимо до 2-2,5 летнего возраста детей. Однако удовлетворять потребности в энергии и пластическом материале молоко матери уже не может.

            В рационе питания детей 1-3 лет следует включать мягкие сыры нежирных сортов, богатые белком, жирами, кальцием и фосфором, а также сметану. Из мяса предпочтение следует отдавать индейке, кролику, телятине. Можно использовать молодую баранину и нежирную свинину. За счет содержания в субпродуктах витаминов А, группы В, Д, а также железа, кальция, микроэлементов, целесообразно включать в рацион питания язык, сердце.           Детям до 3 лет нельзя давать мясо уток и гусей из-за высокого содержания тугоплавких жиров. Колбасные изделия можно давать с 2-х летнего возраста Это могут быть сосиски, сардельки нежирных сортов. Рыбу морскую, речную, но не жирную и не деликатесную. Следует использовать в питании детей 1-2 раза в неделю.

            Яйца, богатые белком с оптимальным аминокислотным составом, жирами, лецитином, солями кальция, фосфора, железа, меди, йода, витаминами группы В,Д,Е, предлагают детям не более 1 шт.в двое суток. Это связано с тем, что избыточное содержание указанного продукта питания в суточном рационе ребенка может привести к перевозбуждению. Кроме того, яйца — это облигатный аллерген. Хлеб и х/б изделия должны присутствовать в рационе питания ежедневно. Третью часть от общего количества должна приходиться на ржаной хлеб.         Из круп детям в этом возрасте следует отдавать предпочтение гречневой, овсяной, манной, кукурузной, рисовой.

            Фрукты и овощи следует предлагать в сыром виде, в салатах, пюре, соках с мякотью. Степень удовлетворения потребности детей также немало зависит от ассортимента и разнообразия компонентов суточного набора разных сортов хлеба, круп, бобовых, мясных и молочных продуктов, овощей, ягод, плодов. Выбор сортов этих продуктов определяется лимитирующими пищевыми веществами в рационах, составляемых в соответствии с возрастными рекомендациями. В возрасте 1-3 года дефицитными, по данным отечественных ученых, являются в большей степени не основные пищевые вещества, а линолевая (эссенциальная кислота), тиамин, никотиновая и аскорбиновая кислоты, железо, пектиновые вещества. На основании расчетного и аналитического отбора продуктов, богатых указанными компонентами, в меню детей 1-3 лет рекомендуется широко использовать растительное масло (подсолнечное, кукурузное), в количестве 5-10 грамм в день, различные сорта мяса, субпродуктов, рыбу, птицу, а также указанные выше крупы, фрукты и ягоды.

По степени содержания железа в плодах и ягодах следует предлагать следующий ассортимент: вишню, абрикос, инжир, рябину, яблоки, персики, шиповник, смородину, чернику, а также дыню и арбуз.

Анатомо-физиологические особенности детей 1-3 лет определяют своеобразие приготовления и приема пищи.

Происходит постепенная адаптация ребенка к широкому разнообразию продуктов и способам их кулинарной обработки.

Кулинарная обработка пищим: все блюда готовят только в отварном и тушеном виде. По мере развития способности жевать, консистенция пищи становится все более плотной. Детям до 1,5 лет пища готовиться в протертом виде. После 1,5 лет каши готовятся разваренными. Вместо пюре предлагаются овощи в тушеном виде. Вместо суфле целесообразно сделать котлеты. Салаты до 1,5-2 лет дают протертым на мелкой терке, а после этого возраста- мелко нарезанными.

Продукты, богатые белком и экстрактивными веществами, оказывающие возбуждающее действие, целесообразно давать в первой половине дня (завтрак и обед). На ужин следует предлагать крупяные, овощные и молочные продукты. В рационе обязательно должны быть горячие блюда. В рацион не следует включать острые приправы и пряности. В качестве приправ можно использовать зелень укропа, петрушки, лук, чеснок, шпинат.

Сочетание продуктов: если на первое был овощной суп, то на гарнир лучше давать крупу и макаронные изделия. Не следует о один день давать дважды крупяные и макаронные изделия. Овощи в течение дня дважды давать можно.

Продолжительность приема пищи: завтрак и ужин- 15-20 минут, обед-25 минут. Это важно, т. к. в возрасте 1-3 лет происходит не только биологическое созревание органов пищеварения и других систем, но и социальная адаптация ребенка. Прием пищи становиться одним из социально значимых факторов для маленького человека. К 2-2,5 годам ребенок самостоятельно приучается пользоваться ложкой и чашкой.

В отношении употребления икры. Многие родители полагают, что икра полезна ребенку, но это не так. Икра содержит много жира, в связи с чем плохо переваривается. Кроме того, она нередко вызывает аллергические реакции.

Бобовые растения (горох, фасоль, соя, бобы) мало используются в питании детей раннего возраста из-за содержания в них ингибиторов протеолитических ферментов.

Учеными установлено, что у детей на ретенцию азота влияют сезоны года. Так, она наибольшая в летне-осенний период и наименьшая- в весенне-зимнее время.

В жаркое время года у детей раннего возраста нередко снижается аппетит. В связи с этим рекомендуется несколько изменить режим питания: перенести обед на более позднее время дня, когда жара спадает. Место обеда в полдень дают второй завтрак — кисломолочный продукт и фрукты.

В раннем детском возрасте, когда активно формируются и закрепляются навыки и привычки, большое значение имеет воспитание у ребенка культурно -гигиенических навыков, связанных с приемом пищи. За стол ребенок должен садиться в спокойном состоянии, не быть возбужденным, утомленным или раздраженным. Нельзя внезапно прерывать игру малыша и сразу начинать кормление: из-за особенностей ЦНС он не может быстро переключиться с одного вида деятельности на другой и при попытке заставить его это сделать, начинает капризничать и плакать. Поэтому за 20-30 мин до приема пищи ребенка следует вернуть с прогулки, отвлечь от возбуждающих игр, успокоить.

Часто причиной отказа от еды является однообразие ее приготовления. Ребенок отказывается от супа с привычными макаронами, но охотно ест суп с макаронными изделиями в виде петушиных гребешков и т. д. Украсить блюдо можно кусочками красного помидора, оранжевой моркови, темно- красной свеклы, зелеными листьями салата, луком, веточками петрушки и т. д.

Ни в коем случае нельзя кормить ребенка насильно, а также отвлекать его и развлекать во время еды, рассказывать сказки, показывать картинки, игрушки и т. п. При отвлечении внимания тормозится выработка пищеварительных соков и снижается аппетит.

Кормить ребенка необходимо медленно, давая следующую ложку только тогда, когда он прожует и откроет рот для другой. Уже в этот период следует учить жевать с закрытым ртом и не разговаривать за едой.

Если ребенок плохо ест, не обнаруживайте перед ним своей тревоги, не обижайте его и не доводите до слез. В таких случаях лучше пропустить одно кормление. Ни когда не говорите при ребенке о плохом аппетите: он привыкнет к таким разговорам и действительно будет плохо есть, и наоборот, если он съедает все без остатка, похвалите его.

Личный пример взрослых- самый сильный фактор воспитания хороших привычек, поскольку у детей очень выражены подражательные реакции. Анализ пищевых привычек у детей показывает, что большинство из них предпочитают ту же пищу, что и их родители.

Медицинским работникам следует помнить о том, что построение рационов питания детей в условиях коллективного и индивидуально воспитания должно быть несколько дифференцировано. Потребность ребенка в пищевых веществах вследствие специфичности коллективного воспитания оказывается несколько выше, чем в домашних условиях.

Особенности питания детей от 4 до 7 лет.

У детей старше 3 лет в основном уже сформированы опорно — двигательный аппарат и мышечная система, развиты все основные движения. Интенсивность роста детей этой возрастной группы несколько уменьшается. Функции пищеварительного тракта повзрослели. Особенностями развития детей дошкольного возраста является дальнейший рост и совершенствование функций ЦНС. Дети дошкольного возраста отличаются особенно быстрым развитием интеллектуальных способностей. Они начинают хорошо говорить. У них значительно обогащается запас знаний. Дети дошкольного возраста очень подвижны, активны, впечатлительны, эмоциональны. Следовательно, основное средство, обеспечивающее полноценное развитие детского организма — правильная организация питания.

С 4 года у ребенка начинается новый этап развития, называемый дошкольным периодом. В этой связи некоторые родители считают, что теперь на первый план выступают воспитательные мероприятия, обучение, дальнейшее развитие психики. Это не совсем правильно. Состояние здоровья ребенка и в этот период по-прежнему требует самого пристального внимания, и тесно связано с вопросами организации рационального питания.

Разница в организации питания детей раннего и дошкольного возраста заключается в величинах потребности детей в основных пищевых веществах и энергии, в количестве и ассортименте продуктов питания, режимах питания, распределении продуктов в течение суток, качестве кулинарной обработки продуктов.

            Питание в дошкольном возрасте отличается уменьшением относительной потребности организма ребенка в калориях и белках (на 1 кг массы тела) и увеличением доли растительных белков и жиров, а также повышении удельного веса углеводов в суточном рационе.

            В организации питания детей всех возрастных групп, в том числе и у дошкольников, важное значение имеет режим питания. У ребенка вырабатывается условный пищевой рефлекс на время приема пищи, что обеспечивает достаточно ритмичную секрецию пищеварительных соков и хорошее усвоение пищи. При беспорядочном кормлении этот условный рефлекс угасает, нарушается работа пищеварительных органов, снижается аппетит. Часы приема пищи, как и у детей 1-3 лет, должны быть постоянными, что способствует лучшему аппетиту. Отклонения от установленного времени принятия пищи не должно быть более 15-20 минут (в противном случае будет страдать пищевой рефлекс). Суточный рацион как в количественном, так и в качественном отношении должен быть строго определен (суточный и разовый).

            Превышение этих объемов приводит к снижению аппетита; уменьшение - к недоеданию. Особенно плохо, когда родители увеличивают объем первых блюд. Получается, что ребенок съев избыточное количество супа, потом отказывается от более сытного второго блюда, которое содержит наиболее полноценные, богатые белком продукты. Иногда, если ребенок страдает плохим аппетитом, ему можно вообще не давать первое блюдо, а ограничиться салатом и вторым блюдом. Во время еды ему можно дать немного сока, кипяченой воды, чтобы заправить твердую пищу. Детям с повышенным аппетитом правильно предложить добавку салата, овощного гарнира, фруктов или даже супа, но без дополнительного количества хлеба, каши и сладостей.

            Меню детей после 3 лет расширяется как за счет включения в него новых продуктов питания, так и путем изменения и разнообразия технологии кулинарной обработки. После 3 лет детям можно давать почти все продукты (исключение составляют острые приправы). Однако мясные, овощные, рыбные консервы, копченья, соленья рекомендуется предлагать детям лишь изредка для внесения разнообразия в меню.

            Ассортимент мясных блюд в дошкольном возрасте можно расширять.

            Для повышения вкусовых качеств блюд детского питания, кроме употреблявшейся в раннем возрасте листовой зелени, можно изредка в малых количествах использовать лук и чеснок.

            С 5-7 лет рекомендуется включать в рацион пшеничную и перловую крупы, оболочки которых содержат грубую клетчатку, имеющую большое значение для нормального функционирования пищеварительного тракта.

            Следует избегать избытка жиров. Жирная пища переваривается дольше, поскольку тормозит отделение пищеварительных соков. К примеру, хлеб усваивается за 4 часа. А хлеб с маслом — за 5 часов. Дольше всего переваривается жирная баранина и свиное сало — 10-12 часов. Поэтому блюда с большим содержанием жира детям противопоказаны, особенно вечером, т. к. они не успевают перевариваться ко времени укладывания ребенка в постель. Во время ночного сна желудочная секреция почти полностью (на 90%) прекращается, в связи с чем съеденная во время ужина пища будет долго задерживаться в желудке.

Некоторые дети просят пить перед началом еды, другие — во время приема пищи. Последнее случается обычно с детьми, у которых понижено слюноотделение, в связи с чем слизистая оболочка, полости рта суховата и малышу трудно принимать и глотать сухую пищу (густую кашу, жареный картофель и т. д.). Отказывать ребенку не следует, только нужно следить, чтобы он не пил сразу много, а делать лишь несколько глотков.

Детям дошкольного возраста следует предлагать некрепкий чай. Кофе дают только суррогатный, имеющий лишь вкусовое сходство с натуральным. И чай и кофе должны состоять на 2\3 из молока, т.е.правильно было назвать этот напиток не чай с молоком, а молоко с чаем, молоко с кофейным напитком. Предлагают детям и молоко с какао. Питательные свойства какао позволяют рекомендовать его здоровым детям старше трех лет один-два раза в неделю.

В рацион питания детей обязательно включают сахар. Однако, как его недостаток, так и его избыток в рационе приводят к отрицательным воздействиям на организм ребенка. Конфеты, сладкие газированные напитки, мороженое любят все ребятишки. Как средство поощрения их можно давать детям с учетом суточной нормы потребления сахара. Однако делать это следует не на ходу (на улице, в магазине) и не в перерывах между едой. Съеденные между кормлением сладости вызывают торможение пищевого центра и снижают аппетит. Лучше всего предложить желанные сладости в качестве десерта на обед.

Важно стремиться предотвратить развитие кариеса зубов у детей, что, по мнению отечественных ученых, возможно путем оптимального режима потребления сахара и кондитерских изделий. Для сокращения времени нахождения в полости рта рафинированных сахаров следует придерживаться правил «культуры потребления углеводов»:

-не есть сладкое в промежутках между приемами пищи,

-не заканчивать еду сладким блюдом,

-не есть сладкого перед сном,                                            

-в случае нарушения первых трех правил необходимо почистить зубы или хотя бы прополоскать рот.

При кулинарно - технологической обработке продуктов применяется измельчение на мясорубке, шинкование, варка до мягкости, пюрирование, тушение, запекание.

Питание дошкольников в летний период

Характер питания дошкольников в летний период несколько изменяется. Высокая температура окружающего воздуха угнетает выделение пищеварительных соков и тормозит моторику ЖКТ. Хуже становится аппетит. Грубую ошибку допускают те родители, которые , желая, чтобы ребенок за лето поправился, стараются дать ему вместо молока сливки, увеличить количество сметаны, сливочного масла при заправке блюд. В результате деятельность пищеварительных желез еще больше угнетается, секреция снижается, пища дольше задерживается в желудке, нарушая нормальное течение процессов пищеварения. Поэтому калорийность питания в жаркую погоду должна быть меньшей, что возможно осуществить за счет уменьшения количества жиров. Летом следует отдать предпочтение блюдам из продуктов, которые не требуют для переваривания большого количества пищеварительных соков. Это кефир, ацидофилин, простокваша. Содержащаяся в них микрофлора молочнокислого брожения способствует улучшению пищеварения. Такое же благоприятное действие на функцию органов ЖКТ оказывают фрукты и овощи. Для возбуждения аппетита первые блюда детям желательно давать в виде овощных или фруктовых супов. Летом полезно готовить каши из любых круп и ягод, салаты из свежих огурцов, помидоров, редиса, листовой зелени, тыквы, сладкого перца, цветной капусты, кабачков и т. д. Кабачки в сочетании со сметаной или сметанным соусом образуют пищевую комбинацию высоких вкусовых качеств и биологической ценности.